ИАЦ «Кабар»: Приоритеты в стратегии устойчивого развития 2040

1436 просмотров Стратегия 2040 0

В текущем году правительство КР завершает работу Национальной стратегии устойчивого развития 2013-2017 и приступает к разработке новой, долгосрочной стратегии устойчивого развития 2040. В настоящее время правительство ведет активную работу по разработке долгосрочной стратегии.

Как сообщил президент Соооронбай Жээнбеков, окончательная концепция новой стратегии устойчивого развития Кыргызстана на период 2018-2040 должна быть представлена и утверждена в феврале грядущего года.

Приоритетной целью государства является повышение уровня и создание благоприятных условий для достойной жизни населения путем обеспечения его доступа к бесперебойной электроэнергии, отоплению, чистой воде, качественному образованию, здравоохранению, транспорту, услугам связи и иным благам.

Как ранее заявил премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков, новая стратегия развития Кыргызстана «Жаны доорго кырг кадам» будет ориентирована на человека и создания лучших условий жизни гражданам Кыргызской Республики. В стратегию уже включены программы развития в области образования, здравоохранения и безопасности, в частности проекты «Умный город» для городов Бишкек и Ош, предусматривающие установку видеокамер фиксации нарушений, разгрузки дорожного трафика и создание других удобств для жизни горожан.

В плане бизнеса также ведутся разработки среднесрочных программ, которые, скорее всего, будут зависеть от политического цикла.

Малый и средний бизнес как приоритет в стратегии развития

Большое внимание в стратегии развития 2040 уделяется развитию малого и среднего бизнеса. Так как именно малый и средний бизнес играют важную роль в экономике страны, создавая значительную часть ВВП и обеспечивая рабочие места, способствуя росту экономического благосостояния и социального благополучия граждан.

В Стратегии 2040 целью государственной политики является обеспечение стабильного развития малого и среднего бизнеса, путем защиты предпринимателей от административного давления и установления партнерских взаимоотношений государства и бизнес ассоциаций. Это в свою очередь позитивно отразится на улучшении бизнес среды, расширении деятельности предпринимателей в различных отраслях экономики. Немаловажную роль в этом аспекте играют регионы, так как правительство намерено в первую очередь поддерживать проекты, направленные на создание рабочих мест в регионах.

Так же, правительство намерено вести работу на создание и формирование комфортной и конкурентоспособной среды с понятными и простыми правилами деятельности предпринимателей.

В будущей цифровой экономике ключевым фактором развития является человек. Человек – предприниматель, созидатель. Предполагается что взаимоотношения государства и предпринимателя должны стать партнерскими, а вмешательство государства в деятельность бизнеса минимальным. Такие отношения власти и бизнеса станут стимулом для прозрачной и социально ответственной деятельности предпринимателей и снизят уровень неформальной экономики.

Для достижения целей устойчивого развития, правительство понимает, что государство должно обеспечить снижение затрат предпринимателей на соблюдение законодательства. Это опять же будет достигнуто через уменьшение административного давления на бизнес и создание конкурентной системы регулирования предпринимательской среды.

Максимальное количество сфер предпринимательской деятельности будет переведено на саморегулирование с учетом принятия бизнес ассоциациями ответственности за соблюдение законодательства.

Принцип «Единого окна» правительство намерено внедрить во всех сферах предоставления государственных и муниципальных услуг. Все услуги, предоставляемые предпринимателям со стороны государства и муниципалитета, будут переведены в электронную форму, это касается также доступа к ресурсам (недра, государственные закупки, финансы, покупка и аренда государственного имущества и т.д.). Со временем отпадет необходимость предоставления органам различных бумажных отчетов, что подразумевает резкое сокращение их числа.

Наряду с этим будут облегчены процедуры доступа подключения бизнеса к инфраструктуре (электрические сети, водоснабжение и канализация) и введена прозрачная система оплаты услуг. Увеличится число транспортно - логистических центров в регионах для переработки и организации поставок сельхозпродукции на экспорт, в страны ЕАЭС.

Стимулом для развития бизнеса станет либерализация рынка земли и создание условий для свободной продажи и покупки земли, снятия ограничений к доступу на этот рынок и создание равных условий для местных и иностранных инвесторов. Стоит отметить, что в настоящее время законодательство ограничивает иностранных инвесторов в приобретении и использовании земельных ресурсов.

В этой связи предлагается внедрение прав частной собственности на землю для соотечественников по праву «родители из Кыргызстана/Kyrgyz origin», а также внедрение права долгосрочной аренды сельскохозяйственных земель для иностранных инвесторов.

Кредитование

В целях содействия в развитии малого и среднего бизнеса государство примет меры для развития долгосрочного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие новых видов банковского кредитования. Приоритетом станет использование государственных ресурсов не в целях прямого кредитования, а в целях субсидирования процентных ставок. Будут приняты меры для обеспечения целевого использования выделяемых государством ресурсов.

Предусматривается разработка, и принятие мер по снижению налогового бремени по предоставлению преференций для продукции с высокой добавленной стоимостью и для капиталоемкой продукции (высокотехнологичная продукция / услуги). В целях поддержки экспорта товаров и услуг будет сформирован отдельный финансовый институт для кредитования экспортоориентированных и высокотехнологичных производств.

Одной из мер развития предпринимательской среды станет внесение изменений в законодательство по государственно-частному партнерству и инвестициям, чтобы упростить требования и создать благоприятные условия для малого и среднего бизнеса.

В структуре экономики Кыргызстана доля малого и среднего бизнеса увеличится до 60 процентов с нынешних 40%.

За счет улучшения бизнес среды, ставится цель войти в список первых 40 стран по легкости ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка.

Для развития системы доступного кредитования, государство будет стремиться повысить уровень доступности долгосрочного банковского кредита, либо, беря на себя часть рисков кредитора, либо путем совершенствования законодательства в части предоставления льгот банкам, кредитующим важные для дальнейшего развития экономики страны отрасли и предприятия.

Государство будет поддерживать систему льготного кредитования сельскохозяйственных производителей посредством предоставления кредитных ресурсов под более длинные сроки. Для обеспечения малого и среднего бизнеса льготными и долгосрочными кредитами предполагается использование средств Российско-кыргызского фонда развития и создание новых аналогичных фондов. В настоящее время уже имеется договоренность с Китайским правительством о создании фонда с уставным капиталом в 1 миллиард долларов.

Улучшение макроэкономических условий и расширенный доступ к долгосрочным ресурсам для банковской системы республики повысят возможности для последовательного снижения рисков и, соответственно, сокращения стоимости заемных средств для заемщиков.

Транспортная инфраструктура

Ключевой задачей в сфере транспортной инфраструктуры является обеспечение свободы перемещения населения и вывод страны из транспортного тупика. Не имея выходов к морю страны ЦА вынуждены развивать автомобильные сети и железнодорожные пути.

По поручению президента, правительство ведет активную работу по разработке проекта строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан.
Развитие транзитного потенциала будет осуществляться через создание транспортно-логистических центров, развитие автомобильных транзитных сообщений, также развитие общественного транспорта, улучшение качества обслуживания.

В будущем государство по примеру экономически развитых стран намерено стимулировать переход на экологически чистые виды наземного транспорта с одновременным ужесточением экологических требований.

Развитие транспортных коридоров и соединение с новыми и существующими коридорами особенно актуально в свете реализации Программы по улучшению дорожных путей сообщения в Центральной Азии, Программы ЦАРЭС, Экономического пояса Шелкового пути и других интеграционных объединений.

Будет создана транзитная железнодорожная сеть и железнодорожная ветка, соединяющая север и юг страны. В связи с этим планируется электрификация железнодорожных путей республики, строительство железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан, создание внутренней железнодорожной сети в республике, соединяющей север и юг страны (в том числе Балыкчы-Кочкор-Кара-Кече). Это обеспечит прямую и надежную транспортную связь между регионами страны и выход на международные железные дороги, что позволит снизить стоимость перевозок и повысить конкурентоспособность отечественных товаров на экспортных рынках.

В стратегии развития предусматривается обновление радиотехнических средств, приобретение и замена радиолокационного, навигационного и связного оборудования при реконструкции, развитии или строительстве в международных аэропортах и аэропортах внутренних сообщений.

Будет проведена реконструкция и модернизация аэропортов «Манас», «Ош», «Иссык-Куль» до международных стандартов. Планируется строительство нового международного аэропорта «Ош» с привлечением инвестиций.

Будут созданы все условия для развития рынка авиационных перевозок и воздушного грузопассажирского узлового центра путем либерализации воздушного законодательства и внедрения политики максимальной «свободы воздуха».

Ключевым индикатором к 2040 году станет превращение Кыргызской Республики в транзитную страну, имеющую безопасные и востребованные коридоры для транзита пассажиров, товаров и грузов.

Мирлан Киизбаев
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий